Формирование основ гражданско-патриотической культуры
25.04.2024День победы 9 мая
Праздник радостный и светлый
Отмечает вся страна.
Пусть всем мирно солнце светит,
Миру не нужна война!
С Днем Победы всех поздравим,
Слава павшим и живым.
Подвиг ваш великий славим
И спасибо говорим!
Закон Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь от 05.02.2022 г. № 146-3 «О геноциде белорусского народа»
Маршруты выходного дня для родителей и детей
Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей
«Площадь Победы – Парк Победителей – Памятник героям ВОВ»
Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей
«По местам памяти героев войны».
Уважаемые родители! Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий.
Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!
Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому наследию нашего города, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
— расширять и систематизировать представления детей дошкольного возраста о городе Витебске, его площадях, улицах, памятных местах и достопримечательностях;
— развивать познавательный интерес к историческому прошлому родного города и настоящему города Витебска, побуждать детей к высказываниям и рассуждениям по поводу увиденного;
— воспитывать чувство патриотизма, чувство любви к родному краю и гордость за него.
Тип экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии:
Площадь Победы – Парк Победителей – Памятник героям ВОв
Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-6 лет.
Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
Произведения для предварительного чтения:
Л. Кассиль «Твои защитники»
А. Глебов «Как кувшин воевал»
А. Глебов «Рукавица»
С.Баруздин «Шёл по улице солдат»
Перед тем как отправиться к памятному месту:
— сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
— расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
— можно приготовить живые цветы.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:
Есть у каждого на свете свой родимый уголок.
Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.
Раньше я не понимала и печалилась порой,
Если мама после сада нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше и проснулся интерес:
Про родной и славный город разузнать всё, наконец.
Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,
Потому что мама может обо всём мне рассказать:
Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,
Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…
Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им, нашим городом родным!
Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, увидеть и узнать о нем много нового и интересного.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения к маршруту
Спросите у ребёнка — знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОв.
Поинтересуйтесь у ребёнка: Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка: Что такое памятники? Для чего их, возводят? (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам ВОв?
Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место – Площадь Победы.
Как ты думаешь, почему она так названа? Площадь Победы – одна из красивейших площадей города, самая большая площадь города и страны. Площадь Победы разделить на: место памяти о годах войны и место для отдыха, развлечения, различных мероприятий.
В зоне памяти находится Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины все жители нашего города Витебска называют его памятник «Три Штыка».
Прежде, чем нам спуститься вниз посмотри — нас, встречают солдаты. Как ты думаешь, что они нам хотят сказать? Почему ты так решил?
Одни из них хотят сказать нам о начале войны и зарождении партизанского движения. Это уходящие на фронт солдаты, одного из них провожает женщина. Рядом с солдатами молодые люди в гражданской одежде – символ зарождения партизанского и подпольного движения.
А кто такие партизаны, как ты думаешь? Партизаны это люди, которые уходили в лес, создавая партизанские отряды, чтобы мешать фашистам, продвигаться по нашей земле, городам и деревням. Немцы очень боялись партизан, пытались их захватить, даже бомбили леса, где прятались партизаны.
А кто такие подпольщики? Они жили в городах и сёлах вели обычный образ жизни, работали и втайне прямо под носом у врага они собирали сведения о вооружении врага, планах фашистов и передавали эти сведения партизанам или в Красную армию, чтобы те могли нанести удар по фашистам.
Город Витебск пережил 1083 дня оккупации (это также долго, как ты ходишь в детский сад), с 9 июля 1941 года по 26 июня 1944 года. Освобождён в ходе операции «Багратион».
Вторая группа солдат говорит нам о наступлении советской армии и освобождении. Изображены врывающиеся в город солдаты. Среди них знаменосец, женщина с ребёнком. Уроженец Витебщины капитан Мясоедов водрузил над городом красное знамя Победы. Воинов-освободителей встретило всего лишь 118 жителей из 180 тысяч проживавших до войны.
Между этими двумя памятниками начинается лестничный спуск с двумя бассейнами с фонтанами. Это символ слёз, пролитых матерями по не вернувшимся с войны сыновьям и дочерям. А движение воды символизирует вечное течение жизни, постоянное её обновление.
В глубине мемориала три штыка-обелиска высотой 56м (это выше, чем 16-ти этаэный дом — он окло 48 метров), напоминающие о том, кто именно принимал участие в освобождении Витебска. «Три штыка» в честь героев Великой Отечественной войны: советских воинов на фронте, партизан в лесах и подпольщиков в городах. Их единство и сплочённость показывает лента, которая обвивает все три штыка, соединяя их между собой в одно целое.
К площади повёрнут воинский барельеф, на котором изображены два бойца – символ двух фронтов(3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского). Между ними женщина-мать, провожающая бойцов из Витебска.
Второе изображение посвящёно партизанскому движению.
Третье изображение – подпольному движению. Партизаны и подпольщики сражались с фашистами в тылу врага: подрывали железную дорогу, чтобы враги не могли получить новое оружие, уничтожали вражеские отряды, помогали нашим солдатам на фронте.
Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям».
Между штыками находится 5-тиконечная звезда и вечный огонь, который горит в память о погибших.
Спросите у ребенка:
Когда традиционно происходит возложение венков и цветов к Вечному огню?
Когда мы отмечаем праздник Победы?
Мы сегодня взяли с тобой цветы, давай возложим их в память о героях и защитниках нашего славного города.
Физкультминутка
Мы празднуем Победу! (шагают на месте)
Салют, салют, салют! (руки вверх, пальцы сжимают- разжимают)
Кругом цветы весенние (руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют, (приседания, выставляют ногу вперёд)
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (вдох, круговое движение руками,
Живут, живут, живут! изображая земной шар)
Почтив память подвига советского народа у мемориала «Три штыка», неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы – самой большой белорусской площади.
Пройдитесь по Парку Победителей, насладитесь убаюкивающим шепотом листвы — и вы почувствуете прилив сил.
А сейчас мы с тобой попадем в Парк Победителей, самый любимый парк детей в нашем городе. Как ты думаешь — почему?
Этот парк создан путём переименования сквера имени Калинина в начале 2010 года в преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в ВОв.
В мае 2010 года в парке, возле мемориального комплекса, создана Аллея воинской славы с экспозицией из 13 единиц боевой техники времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода.
После празднования 65-ой годовщины Победы в ВОв реконструкция парка была продолжена. Часть деревьев была срублена для расширения Аллеи воинской славы и установки аттракционов. В июне на Аллее воинской славы были установлены образцы военной авиации (4 единицы) и десантной техники (4 единицы).
А что помогло нашим солдатам одержать победу?
Да, ты прав, но кроме храбрости, мужества, смелости, любви к Родине им помогала и военная техника.
Более двадцати образцов боевой техники расположены тремя группами.
В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.
Давай с тобой рассмотрим танк. Что у него есть?
Танк Т-34 считался непобедимым, он был сделана из прочного железа, которое нельзя пробить. У танка есть гусеницы которые нужны для того, чтобы передвигаться не по дорогам, а по полям, лесам и даже болотам. Гусеницы шире и больше, чем колеса, поэтому танк не застревает в болоте или в поле при любой погоде. Сверху танка есть башня с пушкой, которая может вращаться и стрелять в разные стороны. Кроме пушки у танка есть также пулемёт. Попасть в танк можно через люки, они есть на башне, на корпусе и даже на дне.
Этот танк принимал непосредственное участие в боях за освобождение города Витебска.
Гаубица М-30. Во многих фильмах про войну, на разнях плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.
На параллельной аллее стоит авиатехника.
Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17…
МИ-8. Первый полёт состоялся в 1961 году, начался использоваться в 1966 году. Является мировым рекордсменом по количеству модификаций. Активно используется в разных странах мира.
Масса пустой 7,62 тонны; вооружение на 4 углах подвески пулемёты или бомбы; максимальная скорость 260 км/ч; дальность полёта 460 км; экипаж 2-3 человека; пассажиры 28-32 человека.
МиГ-17 советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены Миг-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
Третья группа — четыре единицы лёгкой бронетехники.
БТР-60
БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное)
БМД-1
2С9 Нона
В Парке Победителей можно увидеть Скульптурную композицию воинам-десантникам. Ее автор, витебский скульптор Иван Казак.
Скульптура является одной из самых молодых в Витебске. Сам автор памятника назвал его небольшим мемориальным комплексом. Бронзовые скульптуры изображают тельняшку и берет, лежащие на камне. Рядом с ними расположена фигура бойца десантных войск, а перед ним – раскрывшийся парашют с символом ВДВ и изображениями командующих 103-ей витебской воздушно-десантной бригадой.
После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
Можно поиграть в пальчиковую игру, разучить стихотворение.
Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Возвращаясь домой,поинтересуйтесь у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться в парк Победителей.
Примерные задания после завершения прогулки по маршруту:
— предложите своему ребёнку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
— сделайте вместе с ребёнком поделку танка или любую другую.
Послушайте песни с детьми:
О той весне. Детский клип ко Дню Победы
Игры и игровые упражнения,
в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.
Игра на координацию движений «Солдат».
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Пальчиковая гимнастика «Солдаты».
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу.
В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх
Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо.
Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены,
Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти — все бойцыУдалые молодцы.Два — больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых.Два — гвардейца- храбреца, Два — сметливых молодца.Два—героя безымянных,Но в работе очень рьяных.Два мизинца — коротышки-Очень славные мальчишки!Один, два, три, четыре, пять –Будем молодцов считать.Пальцы встали дружно в ряд.Десять крепеньких солдат. | Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.Сжимают и разжимают пальцы.Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.Показывают указательные пальцы.Показывают средние пальцы.Показывают безымянные пальцы.Показывают мизинцы.Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.Сжимают и разжимают пальцы.Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.Хлопают в ладоши. |
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома
***
Спасибо Героям, спасибо Солдатам,
Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом добыли Победу.
Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Мы эту Победу – вовек не забудем!
Пусть мирное солнце сияет всем людям!
Пусть счастье и радость живут на планете!
Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!
(Ольга Маслова)
***
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(Михаил Исаковский)
***
Пусть будет мир
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Н. Найденова
***
Я мечтаю стать солдатом
Я мечтаю стать ребята
Замечательным солдатом.
Охранять свою страну,
Маму — мамочку мою.
Арсенал мой небольшой
Танк военный заводной.
Автомат, гранаты есть.
Отдаю я папе честь!
Ирина Червякова
***
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Тимофей Белозеров)
***
Клятва мальчиша
Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?
Я хочу солдатом в армии служить!
Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;
Сильным, ловким, смелым мне придется стать.
Я свою Отчизну от лихих врагов,
Не жалея жизни, защищать готов!
Если станет серым небо над страной,
Окажусь я первым на передовой.
Мне бы только надо вырасти скорей,
Чтобы стать солдатом армии своей!
Анна Штро
«По местам памяти героев войны».
Уважаемые родители! Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий.
Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!
Тип экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии:
Парк партизанской славы имени Миная Шмырева — Памятник детям войны — Сквер героев 1812 года
Рекомендуемый возраст ребёнка:4-6 лет
Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
Произведения для предварительного чтения:
С.Алексеев «Рассказы о войне» — «Дети и война»
Перед тем как отправиться к памятному месту:
— сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
— расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
— можно приготовить живые цветы.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю»
Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля.
Есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!
Я в солдатики играю.
Это-детская игра.
Но я это знаю твёрдо —
Создан Мир наш для Добра!
Чтоб войну не знали дети.
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод!!!
Предложите ребенку совместную прогулку по родному городу, чтобы узнать много нового и интересного о городе, в котором он живет.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения к маршруту.
Расскажите ребенку, что вы идёте не в простой парк. Объясните ребенку, что этот парк назван в честь партизан Великой Отечественной войны.
Задайте ребенку вопросы о том, что он знает о войне. Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам ВОв?
Вот и мы сейчас пришли в Парк Партизанской славы.
Парк Партизанской славы расположен в центре города, на берегу Западной Двины.
История Парка Партизанской славы начинается еще с давних времен. Говорят, что сначала на месте парка находился сад, где в разные времена были ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А потом в саду построили летний театр — и с этого времени здесь каждую зиму стали заливать каток на пруду. Правда, вскоре всего этого не стало.
Ещё ходит интересная история о том, будто раньше по основной территории современного парка протекал Слизкий ручей, небольшую часть русла которого можно увидеть и сегодня недалеко от Западной Двины. Еще один не менее интересная информация связана с историей современного Парка Партизанской славы – в 1926 году здесь нашли монетный клад. Возможно, кто-то и в наши дни пытается найти там несметные сокровища. Хотя уже сама возможность прогуляться среди ветвистых деревьев, от которых веет теплом родительского дома, — и есть тот бесценного впечатления уникального парка Витебска, о котором можно только мечтать.
В парке расположена Доска почёта.
На доске отмечено 57 человек, благодаря этим людям есть, кем и чем гордиться. Они внесли особый вклад в развитие Витебска, добились высоких достижений в своей профессиональной деятельности, поэтому их имена неслучайно увековечены на памятной доске в центре города.
С давних времен человек славился, работай. Сегодня мы не всегда задумываемся о том, сколько сил люди труда вносят в развитие общества. Мы не знаем тех людей, которые работают у станка, работают на комбайне, в лаборатории, в учебных классах, вкладывая в дело свои знания, опыт, душу. Чтобы народ обратил на них внимание, ведь это герои мирного времени, их поведение, их работа заслужили не только уважение, но и общественное признание.
Как ты думаешь, а как можно попасть на доску почёта?
В парке есть сквер 70-летия образования Витебской области.
Предложите ребенку прогуляться по скверу.
А ты знаешь, что такое сквер? (Это такая территория в которой есть место для отдыха, дорожки, площадки, газоны, деревья и кустарники).
Прогуливаясь по скверу вглубь парка, потихонечку приходим к памятнику Детям войны.
Памятный знак «Детям войны» в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.
Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.
Композиция «Детям войны» была открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города. Ее автор — витебский скульптор Валерий Могучий.
Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.
КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ сгинул в той войне! А ведь еще были те, кого угнали — только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей.
Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?
Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:
«Где мальчик голодный, одетый в обноски,
Свой хлеба кусочек сестре отдает.
Пусть памятник этот скорбящий, неброский,
Для помнящих всех обелиском встает».
Познакомьте ребенка с произведением Владимира Ермаковича «Детям Войны».
Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.
А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска показали не просто отдельный эпизод войны, а великую трагедию белорусского народа. При освобождении Витебск был полностью разрушен.
Давай положим к памятнику цветы.
Предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…»
Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша».
Мы крупу в ковше варили, | Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони. |
Хорошенько посолили. | Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу. |
Здесь уже и ложка наша, | Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка). |
Так вкусна солдата каша! | Облизать губы языком, показывая, как было вкусно. |
Можно разучить пословицы:
«За правое дело стой смело»
«Жить – Родине служить»
«Счастье Родины – дороже жизни»
Музей Миная Шмырёва
Батька Минай — так называли в годы Великой Отечественной войны Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области. Знаменитый партизан действовал со своей бригадой на Витебщине, но слава об этих неустрашимых партизанах разошлась по всей Беларуси.
Предложите ребенку сходить в музей.
1 февраля 1966 г. был создан Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева. В дни празднования 25-летия освобождения Беларуси 5 июля 1969 года он был открыт.
Музей состоит из 4 экспозиционных залов общей площадью 223 м² и выставочной площадью 39 м².
Выходя из Парка партизанской славы пройдите с ребенком
Сквер героев Отечественной войны 1812 года был заложен в 1912 году, в народе его еще называют сквер Успенка.
Автор монумента – петербургский архитектор И.А. Фомин; работами по установке руководил витебский городской архитектор Т.В. Кибардин.
Первое что бросается в глаза – высокий гранитный обелиск, памятник героям войны 1812 года. Установлен он в 1912 г. на добровольные пожертвования жителей города и губернии в честь 100-летия победы над Наполеоном. Памятник, высотой 26 метров, построенный из блоков красного гранита, а сверху красуется чугунный двуглавый орёл на шаре.
Рядом с монументом расположены пушки, отлитые по образцу XVIII века. В июле и октябре 1812 года под Витебском шли кровопролитные бои. Погибшим в них и посвящён мемориал (объясните ребёнку значение слов: обелиск – это столб, который сужается кверху, сверху он уже, чем внизу; мемориал – это памятное место, место памяти).
Надпись на памятнике гласит: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13,14,15 июля и 26 октября 1812 года».
Если мы посмотрим вокруг, то с одной из сторон сквера мы можем увидеть здание с колоннами. Это дворец губернатора. Дворец губернатора появился в 1806 году в результате перестройки дома ХVIII века, принадлежавшего шляхтичам Кудиновичам.
Затем его приобрело губернское казначейство для устройства в нем резиденции витебских губернаторов.
С 1811 года во дворце жил белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, брат жены российского императора Павла I. В 1831-м во время первой в Европе эпидемии холеры здесь умер великий князь Константин Павлович, брат императора Николая I.
В 1853-1854 годах в доме жил русский писатель Иван Лажечников, тогдашний витебский вице-губернатор.
В 1812-м во дворце две недели жил император Наполеон. Тут он отпраздновал свой 43-й день рождения и именно в этих стенах объявил об окончании кампании 1812 года, однако затем передумал.
Напротив в трехэтажном здании из красного кирпича разместился музей – Арт-центр Марка Шагала, где можно ознакомиться с коллекцией графических работ великого уроженца Витебска.
Так же рядом находится здание музыкального колледжа имени И.И. Соллертинского. У входа установлен бронзовый памятник этому известному музыковеду, уроженцу Витебска.
Здесь же, на берегу Двины находится мемориал в честь героев другой войны – Великой Отечественной.
Мемориальный комплекс на Успенской горке был создан в память солдатам, сражавшимся за Витебск в годы Великой Отечественной войны. Здесь похоронено 16 офицеров, трое из которых — Герои Советского Союза, и почётный житель Витебска Минай Шмырёв. Всего на территории кладбища расположено 12 могил: 1 братская и 11 одиночных (расскажите ребенку о том, что братская могила – это групповое захоронение массово погибших (умерших) примерно в одно время, в результате военных (боевых) действий, когда индивидуальные захоронения организовать не представляется возможным).
С двух сторон установили две бетонные фигуры солдат со склонёнными знамёнами, которые были повернуты лицом к Двине.
В 2005 году к 60-летию Великой Победы памятник решили отреставрировать. Ограду обновили: столбики в ней теперь сделаны из красного гранита, а фигуры солдат изготовили из полимербетона бронзового цвета. Пьедестал облицован красным гранитом. Воинов повернули лицом к посетителям.
А знаешь ли ты, как проявляют глубокое уважение памяти о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОв людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — это когда мы встаем и молча вспоминаем о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).
Почтите с ребенком погибших воинов минутой молчания, тихонечко положите к мемориалу цветы.
После можно посидеть на лавочке в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
По дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)
Предложите ребенку посмотреть видео – рассказ о Великой Отечественной войне.
Придя домой попросите ребёнка рассказать о том, что ему больше всего запомнилось, предложите это нарисовать.
Виртуальные экскурсии по Беларуси
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада посетить большое количество музеев, заглянуть на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции и в сказочных владениях Деда Мороза.
Виртуальные музеи
- Музей истории ВОВ Виртуальный тур
- Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
- Мемориальный комплекс «Брестская крепость город-герой»
- Виртуальный тур «Брестская крепость город-герой»
- Мемориальный комплекс «Хатынь»
- Виртуальный тур «Хатынь»
- Мемориальный комплекс «Курган Славы»
Виртуальная экскурсия
- Несвижский дворец
- Мирский замок
- Виртуальный тур по замку в Мире
- Музей национальной культуры и быта «Строчицы»
- Виртуальный 3d тур по музею стеклозавода Неман
- Виртуальный тур по Чернобылю
Мой Минск — моя столица
- Путешествуем по Минску
- Национальная библиотека Беларуси
- Троицкое предместье
- Ворота Минска
- Дворец Республики
- Большой театр оперы и балета
- Музеи Минска
- Театры Минска
- Галереи и музеи Минска
- Достопримечательности Минска
- О Минске
- Музеи Беларуси
Собери Беларусь в своём сердце
- Музей старинных народных ремёсел «Дудутки»
- Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа
- Музей М.Шагала в Витебске
- Дом-музей Адама Мицкевича
- Краеведческий музей Новогрудка
Национальные парки
Фотоэнциклопедия Беларуси
Слушаем сказки на белорусском языке
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Прослушивание сказок на белорусском языке способствует лучшему пониманию родного языка.
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет патриота своей Родины!
Уважаемы родители! Слушайте сказки вместе со своими детьми!
Восеньскi кiрмаш!
Знаёмства дзяцей з гісторыяй Рэспублікі Беларусь, яе культурай і абрадамі, народнай творчасцю арганізуецца праз розныя формы работы. Адной з такіх формаў з’яўляюцца музычныя забавы. У нашым садку прайшлі восеньскія святы з удзелам бацькоў выхаванцаў.
Падчас правядзення кірмашу гучала беларуская музыка, з вуснаў дзяцей ліліся беларускія вершы, песні, заклічкі. Бацькі, што былі на кірмашы, з задавальненнем пазіралі за сваімі маленькімі артыстамі, усміхаліся і пляскалі ў далоні.
С целью приобщения к культуре Беларуси и воспитания чувства любви к родному краю 14-15 ноября 2023 г. в государственном учреждении образования «Детский сад № 104 г. Витебска «Сказка» музыкальными руководителями были организованы тематические развлечения для воспитанников старших групп, приуроченные к одному из белорусских фольклорных праздников — «Восеньскi кiрмаш».
Игры, песни, пляски, шутки, встреча с героями фольклорных сказок — все это помогло воссоздать атмосферу незабываемого праздника. Наши воспитанники повеселились на славу!
Славим Родину трудом!
В рамках образовательного проекта «Славим Родину трудом!» 14-15 ноября 2023 года в государственном учреждении образования «Детский сад № 104 г. Витебска «Сказка» воспитателями дошкольного образования Зайкиной И.К., Федоренко В.В., Миранович Ю.Б., Шарай А.В., Громовой И.О., Нестеровой А.Г. были организованы и проведены открытые просмотры занятий по ознакомлению воспитанников с профессиями взрослых. По итогам занятий воспитанники познакомились с такими профессиями как почтальон, спасатель, строитель, врач, продавец.
Стоит отметить высокий уровень профессионализма педагогических работников в процессе организации и проведения занятий. Воспитателями дошкольного образования был качественно подобран наглядный и дидактический материал, успешно достигнуты цели и реализованы программные задачи.
Кроме этого, воспитанники старших групп имели возможность узнать о профессиях фармацевта, милиционера, спасателя, провизора ветеринарной медицины в результате организованных экскурсий в аптеку №20, ветеринарнаю аптеку «ZOO», Витебский городской отдел по чрезвычайным ситуациям, Отдел внутренних дел Октябрьского района г. Витебска.
Хочется выразить благодарность Басалай А.Ю. — старшему инспектору сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Витебского городского отдела по чрезвычайным ситуациям, Плысову С.В. — провизору ветеринарной аптеки «ZOO», Пржевальской В.И. — старшему инспектору группы, капитану милиции ОВД Октябрьского района г. Витебска, Степаненко А.Б. — фармацевту аптеки № 20 за предоставленную нашим воспитанникам возможность узнать о профессиях взрослых не на словах, а на деле!
День Конституции Республики Беларусь!
Сегодня — 15 марта — вся страна отмечает один из главных праздников — День Конституции Республики Беларусь! Стало хорошей традицией проводить торжественные мероприятия для воспитанников старших групп педагогическими работниками государственного учреждения образования «Детский сад N 104 г. Витебска «Сказка».
В данном мероприятии взрослые доступным для детей языком постарались рассказать о сути праздника. Наши воспитанники с гордостью и уважением следили за выносом Государственного флага, а также исполнили Государственный гимн Республики Беларусь!
С большим удовольствием ребята читали стихотворения о «главной книге» нашей страны, исполняли песни о Родине. Данное мероприятие – шаг к воспитанию настоящих патриотов нашей страны!
Масленица
Государственное учреждение образования «Детский сад № 104 г. Витебска «Сказка» распахнул свои двери в 1986 году. Некоторое время он находился в ведомстве завода «Эвистор». В соответствии с решением Витебского облисполкома в 1996 году был передан отделу по образованию администрации Октябрьского района г. Витебска. Окунуться в историю учреждения образования можно просмотрев фотоальбом «По страницам истории учреждения образования».
Ежегодно учреждение образования посещают более двухсот воспитанников .
На сегодняшний день в учреждении образования функционирует 11 групп, две из которых — группы интегрированного обучения и воспитания. Развивающая предметно-пространственная среда учреждения содержательно насыщенная в соответствии с возрастными особенностями, трансформируемая, полифункциональная.
В нашем учреждении образования созданы оптимальные, безопасные условия для разностороннего развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями:
- Для развития музыкальных способностей воспитанников, формирования у них основ музыкальной культуры, развития артистических способностей, воспитания любви и интереса к музыке — музыкальный зал.
- Для того, чтобы вырастить здорового, крепкого, жизнерадостного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спорт — физкультурный зал.
- Чтобы вовремя помочь воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения развития устной речи — пункт коррекционно-педагогической помощи.
- Для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, оказания им и их родителям, педагогическим работникам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях — кабинет социально-педагогической и психологической помощи.
- Для сиситематиеского медицинского сопровождения — медицинский кабинет.
Подробнее познакомиться с нашим учреждением образования, условиями воспитания и развития воспитанников можно в альбоме «Наше учреждение образования».
Достичь высокого качества образовательно процесса, удовлетворить запрос законных предствителей воспитанников, создать для них единое образовательное пространство могут только высококвалифицированные педагогических работники — именно такие работают в нашем учреждении образования.
Праздник труда 2024
1 Мая вся страна отмечает праздник Весны и труда! Это праздник всех, кто трудится, праздник людей разных профессий! С целью воспитания у детей уважения к труду людей разных профессий в средних и старших группах нашего учреждения дошкольного образования был организован праздник «День Труда или путешествие в мир профессий». Воспитанники с удовольствием встречали героев-гостей, участвовали в конкурсах, играх, пели песни, читали стихотворения, тем самым прославляли трудящихся!
Теплым днем весенним ясным
Раньше всех, дружок, встречай
Удивительный, прекрасный,
Добрый праздник Первомай!
День народного единства 2024
День народного единства
Этот праздник является заветом будущим поколениям беречь суверенитет, национальное единство и мир на родной земле!
С целью закрепления у воспитанников представлений о государственном празднике «День народного единства» и воспитания эмоционально-позитивного отношения к Республике Беларусь, педагогическими работниками государственного учреждения образования «Детский сад № 104 г. Витебска «Сказка» был организован и проведен праздник для воспитанников старших групп «Беларусь – мой родны дом!».
В этот день искренне желаем всем силы духа, единства нации, свободы, стабильности и процветания!